Почему вы ничего не знаете про тайные общества

Когда обыватель на своём пути встречает хотя бы толику информации про тайные общества, он идёт по одной из двух развилок. Первая — попадание под колпак заговорщических теорий и постепенное разжижение мозга под их влиянием. Вторая — полное игнорирование любых «теневых» проявлений политики и наивная вера в чистоту политических процедур. В результате мы, как правило, получаем или безумного конспиролога, который ищет масонов под подушкой, или наивного мещанина, у которого политики никогда не строят подковёрные интриги, а власть обретается только путём поквартирного обхода старушек вашего района.

Достаточно легко можно доказать, что обе этих точки зрения весьма далеки от истины. Не всегда поломку иллюминации в вашем подъезде можно объяснить заговором иллюминатов, но и непубличные связи между публичными людьми не являются чем-то невозможным в современном мире. То же касается любых непубличных объединений. Особенно тех из них, что носят пожизненный характер. Их описание можно найти ещё в исторических и философских трактатах древности. Платон в диалоге «Законы» упоминал о необходимости существования «ночного собрания», которое будет якорем государства и источником добрых нравов для представителей политической элиты. Теоретические измышления Платона нашли своё отражение в практиках и проявили себя в «застольных собраний» Спарты, описанных Плутархом, афинских «гетериях», без которых, по словам Аристотеля, не обошёлся ни один политических переворот, а также в несчётном количестве мистерий и культов, которые в Античности подчас носили не только мистический, но и общественно-политический характер.

История проникновения элитарных объединений в общественную жизнь не ограничивается преданиями старины глубокой. В Европе Нового Времени — непубличные элитные объединения играли такую же роль, являясь как «якорем» государств, так их учредителями. При этом закрытые клубы или сообщества находили своё применение не только в экстраординарные исторические моменты (будь то «Заговор во имя равенства» или «Сыны свободы»), но и в рамках вполне себе будничной общественной жизни: занимались благотворительностью, развитием местного самоуправления, культурными, научными и просветительскими проектами.

В исторической и социологической литературе упоминается и о других проявлениях благотворного влияния закрытых элитарных сообществ:

  1. Они выступают площадкой для коммуникации между элитами, что сглаживает ожесточённость политических конфликтов. Если 2 кандидата в президенты ходят в один и тот же гольф-клуб — они вряд ли будут устраивать из политической борьбы клоунаду, терять лицо, используя грязные политические технологии, а в случае проигрыша — штурмовать парламент, требуя отмены результатов выборов. Примером могут послужить выборы президента США сегодня и 20 лет назад. Разница состоит в том, что в те времена оба кандидата были членами одного и того же студенческого братства.
  2. Способствуют обновлению элит путём инкорпорации новых членов в органы власти. Непубличные клубы и прочие подобные объединения не могут обходиться без постоянного притока новых членов. А новички, попадая в такие организации, быстро обрастают связями и получают дополнительный импульс к карьерным перспективам в самых разных областях — бизнесе, политике, искусстве, науке и т.д. Братства также выступают в качестве лифта в другие закрытые сообщества.
  3. Содействуют общей гуманизации общества. В случае, если та или иная этническая, религиозная или социальная группа исключена из политики и подвержена институционализированной дискриминации — непубличные объединения дают возможность членам такой группы аккумулировать ресурсы и добиться равных прав. Именно таким путём расового равенства добилось чернокожее сообщество США.
  4. Передают традиции и добрые нравы от старших поколений младшим. Сохранение традиций и правильное воспитание новых поколений политиков, артистов, предпринимателей и учёных было бы невозможно без благотворного примера старших товарищей, которые являются для них авторитетами не по мановению волшебной палочки государства, а посредством братских и сестринских отношений, возникающих внутри подобных структур.
  5. Ограничивают тоталитарные политические движения и защищают свободу. Непубличные клубы, как органичная часть гражданского общества, ограничивают поползновения тоталитарных политических идеологий и движений, выступая еще одной группой, обладающей властью. Таким образом, парадоксально, закрытые и элитарные сообщества являются бастионом демократии и свободы широких масс населения. Именно поэтому все тоталитарные режимы запрещали работу масонских лож.
  6. Являются связующим звеном между обществом и элитами. Членство в закрытом клубе позволяет журналисту, главе благотворительного фонда или местному активисту гораздо быстрее разрешать проблемы, которые, при других раскладах, потребовали бы длительного времени проворачивания бюрократических шестерней. Тем самым, имея выход на лиц принимающих решения, те или иные агенты могут гораздо быстрее доносить до элит актуальные общественные запросы и ожидания.

Однако доморощенные конспирологи и филистеры не мыслят такими категориями и предпочитают апеллировать к допотопным идеям «всемирных заговоров». Можно ещё долго перечислять преимущества и суть механизма закрытых сообществ, но, как говорит мудрый русский народ, лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Благо такая возможность есть — если вы студент, подавайте заявку и убедитесь в сказанном своими глазами — fraternitas.ru