Mont Pelerin Society
В публикациях, посвящённых академическим тайным и закрытым обществам основное внимание уделяется феномену студенческих братств и сестринств. Однако, не только студенты, но и преподаватели склонны создавать непубличные объединения в стенах университета. Одним из примеров подобной организации является «Общество Мон Пелерин», постулирующее себя как нечто среднее между научно-исследовательским институтом и закрытым клубом для научной элиты с весьма нетипичными для современной западной профессуры взглядами.
Неолиберальная профессура против призрака коммунизма
Для более углублённого изучения феномена «Mont Pelerin Society» погрузимся в контекст эпохи. MPS было основано в 1947 г., в период, когда социально-культурные движения, расположенные на левой части политического спектра, переживали наибольший расцвет. После победы союзников во Второй Мировой Войне многие западные интеллектуалы и широкая общественность начали видеть в социализме более предпочтительную модель государственного развития, чем либеральная демократия, которая показала меньшую эффективность в борьбе против нацизма. Во Французской коммунистической партии в 1947 г. было наибольшее число членов за всю ее историю — 908 тыс. человек (в 3 раза больше, чем в 1937 г.), в Итальянской коммунистической партии в 1943 г. состояло 15 тыс. человек, а в 1947 г. это число резко возросло до 2 млн.
Одновременно с этим дополнительный импульс получили «новые левые» - последователи А. Грамши и теоретиков Франкфуртской школы, успешно объединившие постулаты «ортодоксального» марксизма с новыми политическими вызовами, что предопределило дальнейшее развитие стран Евроатлантического региона в 1960-ые и 1970-ые гг.
Классический либерализм, либертарианство и другие консервативные воззрения, наоборот, переживали упадок. Не успев оправиться от последствий Великой Депрессии и зародившегося на её волне кейнсианства, они столкнулись с ростом популярности «welfare state» и глобальными процессами по всему земному шару – антиколониальным движением, экспансией коммунизма, культурной революцией и т.д. В совокупности создавалось впечатление, что левые движения стоят в авангарде мирового прогресса, а представители «правой» части политического спектра представляют собой кучку ретроградов с «проигравшей» стороны истории.
Это удручающе действовало на все страты общества, находящиеся «справа» от политического центра, однако, энергичная часть научной среды Евроатлантического мира, не желавшая мириться с всё возрастающим доминированием в университетах «левой» культурной повестки, решила объединить усилия. Именно так у Фридриха Фон Хайека, Милтона Фридмана, Вильгельма Рёпке, а также других неолиберальных экономистов и философов зародилась идея создания (полу)тайного общества, которое объединило бы всех представителей «научной и творческой интеллигенции», недовольных общественным климатом того времени.
Отцы-основатели Мон Пелерин в своих воспоминаниях по-разному артикулируют декларируемые цели общества на заре его становления. Фридрих Фон Хайек рассматривал MPS как инструмент борьбы с социализмом и объединения западных интеллектуалов вокруг идей классического либерализма. Вильгельм Рёпке был обеспокоен «кризисом ценностей», на которых, по его мнению, основана западная цивилизация. Соответственно, цель Общества в его представлении состояла в борьбе за фундаментальные принципы европейской цивилизации – капитализм, индивидуализм, свободу слова и т.д. Альберта Хунольда, швейцарского маркетолога и экономиста, одного из главных доноров Общества на заре его существования, тревожило распространение в Европе практик «big government», которые, как он считал, тормозили экономическое развитие. Хунольд видел целью общества распространение и интеллектуальную реабилитацию идей своего учителя Людвига Фон Мизеса, а также изменение общественного мнения и государственной политики в сторону меньшего вмешательства государства в экономику.
Так или иначе, несмотря на некоторую разношёрстность, все будущие члены общества сходились на том, что антикоммунистическим силам Европы нужно, как выражался Хайек, «поднять знамя» – найти место, где можно было бы переждать трудные времена, объединить усилия, накопить силы и вдохновится на дальнейшую борьбу. Mont Pelerin Society рассматривалось как своего рода «убежище» для правых диссидентов, ищущих спасения от апатии, уныния и разочарования. Одновременно с этим подобное объединение философов и интеллектуалов должно было сохранить «тлеющую искру» находящихся в упадке ценностей классического либерализма, либертарианства и консерватизма, которые в XX веке оказались под угрозой навсегда кануть в лету. Тем самым, на начальном этапе Общество рассматривалось как академическая структура, координирующая просветительскую деятельность интеллектуалов, озабоченных “полевением” западного общества. В воспоминаниях они описывали свои настроения следующим образом:
«Все основатели были объединены своего рода чувством тревоги: надвигались времена, в которые свобода окажется под угрозой. И с этими временами, разумеется, они отказались мириться».
Страх перед широким распространением левых идей в Европе, объединивший отцов-основателей MPS, обусловил пуризм – одну из главных особенностей Общества, за которую оно часто подвергалось критике. Так, Людвиг Фон Мизес был категорически против приглашения на учредительную встречу Карла Поппера, считая его левоцентристские убеждения несоответствующими идеалам Мон Пелерин. Также он оппонировал Фридриху Фон Хайеку, предложившему объединяться с представителями более умеренных течений, противостоящих ренессансу коммунизма в Европе. В своём письме Хайеку Мизес решительно выступал против любых компромиссов с умеренными левыми, которые предлагал Поппер:
«Попытки остановить распространение коллективистских идеологий провалились, ведь их идейные соперники легко соглашались на компромиссы, которые хоть и казались разумными, но на самом деле делали все сильно хуже. Тот, кто хочет сохранить свободу, не должен отрицать того, что невмешательство ему чуждо».
Это резко контрастирует с политикой подобных организаций, которые объединяют как можно больше политических сил, как левых, так и правых.
Развиваясь в парадигме классического либерализма и либертарианства, Общество, тем не менее, не сторонилось представителей более экзотических течений «справа». Так, на учредительный съезд был приглашён Бертран де Жувенель – журналист, философ и член фашистской «Французской народной партии». Жувенель симпатизировал в 1930-е нацизму, в противовес социализму и коммунизму, и в 1936 году взял интервью у Гитлера, за что многие французские интеллектуалы объявили ему бойкот. Так или иначе, как сообщается в мемуарах членов Общества Мон Пелерин, антикоммунистические настроения Жувенеля и эволюция его взглядов в сторону большей лояльности идеалам классического либерализма, резонировали с представлениями отцов-основателей о том, каким должен быть потенциальный член Общества.
Ещё одной важной особенностью MPS является тот факт, что на учредительный съезд была приглашена женщина – английский историк Вероника Воджвуд, которая не только зачитала доклад на тему «Современная историография и политическое образование», но и председательствовала на одной из сессий учредительного съезда. Подобная политика в отношении женщин отличает «Мон Пелерин» от подобных организаций, которые, как правило, учреждались мужчинами и исключительно для мужчин, а если и допускали в свои ряды женщин, то после многовековой эволюции и в качестве исключения (о доступе женщин на руководящие посты во многих подобных организациях не идёт и речи даже сегодня). Mont Pelerin Society, несмотря на свой правоконсервативный уклон, с самого дня основания показывает нетипичную для закрытых обществ гибкость в гендерном вопросе, что позволило многим женщинам внести свой вклад в рост и развитие общества. Так, ещё одним выдающимся членом общества стала Роуз Фридман, супруга Милтона Фридмана.
Среди европейских и американских тайных обществ «Mont Pelerin Society» также выделяет нетипично лояльное отношение к христианству, которые порой для воспроизводства лояльности прибегают к ритуалам разной степени скандальности. Так, Фридрих Фон Хайек продвигал среди членов Общества идею о необходимости уничтожения традиционного антагонизма между либерализмом и христианством. Согласно идеям Хайека, в Германии самое эффективное сопротивление нацистам оказали христианские церкви. Либеральные партии совершили политическую ошибку, оттолкнув от себя консервативный электорат, проживающий вне больших городов, что сделало его мишенью для коммунистов и фашистов. В свою очередь, как считал Хайек, неолибералы и консерваторы должны вместе объединиться против социал-демократов, отстаивая одинаково ценные для них принципы Западной цивилизации. Именно поэтому Хайек, сам будучи агностиком, со дня основания старался привлекать в Общество христиан. Наличие в Обществе верующих учёных, бизнесменов, политиков и журналистов, с одной стороны, «обеляло» организацию в глазах масс, не давая повода конспирологам распространять порочащие слухи, а с другой, облегчало взаимодействие с другими антикоммунистически настроенными европейскими структурами (в первую очередь с Католической Церковью).
Тем самым, учредительный съезд, прошедший в апреле 1947 г. в Швейцарии в местечке Мон-Пелерин недалеко от Женевского озера, преследовал сразу несколько целей – одной из них было создание дискуссионной площадки, которая собрала бы мыслителей из разных частей света, осознающих опасность коллективизма и желающих развивать и распространять либеральные идеи для построения свободного общества и свободной экономики. Описывая учредительный съезд, Милтон Фридман отметил важность общества как площадки коммуникации между объединёнными общими идеалами людьми, которые могли бы, находясь в комфортной среде, свободно высказываться, не опасаясь «ножа в спину».
На учредительном съезде выступило несколько докладчиков, которые артикулировали основные проблемы, стоявшие перед «свободным обществом», и предложили пути их решения, начиная от точечных юридических реформ и заканчивая стратегиями распространения идей классического либерализма. Одновременно с этим конференция презентовала и уточняла идеологические основы Общества, стараясь объединить представителей разных политических течений и доктрин «справа» в общую смысловую рамку.
Фридрих Фон Хайек, закладывая основы Общества, так представлял себе его моральный долг:
«Германия и прочие страны должны снова открыть для себя интеллектуальные и моральные ценности, на которых основывалась европейская цивилизация. К таким ценностям относятся святость правды, ценность свободы человека, демократия и сопротивление тоталитаризму, будь то слева или справа».
Тем не менее, основатели MPS заключили, что достижение высоких целей невозможно без координации усилий между членами Общества. Соответственно, необходима не только дискуссионная площадка, но и определённая организационная структура. Тем самым, по задумке Хайека, сутью общества было не только написание и распространение новой, актуальной теории либерализма, но и объединение разрозненных философов, писателей, журналистов, политиков и бизнесменов в эффективный механизм для достижения в том числе и групповых целей. Макс Хартвел, президент Общества Мон Пелерин в 1992-1994 г., в своём исследовании «A History of the Mont Pelerin Society» отмечал: «Аргументы Хайека в пользу основания Общества были как теоретическими, так и практическими». Милтон Фридман, в свою очередь выражался ещё прозаичнее:
«В одиночку невозможно ни поддержать, ни развить свою идею. В одиночестве на ней легко зациклиться. Влияние Общества в том числе было в том, что оно помогало расширять взгляды своих членов и обеспечивать их ресурсами для их распространения».
Помимо прочего, Хайек, будучи одним из основателей и первым президентом Общества, большое внимание уделял неформальному общению и «досуговым мероприятиям» для членов Мон Пелерин. Брюс Колдуэлл, американский историк и экономист, в исследовании, посвящённом истории MPS, отмечал, что главной целью встреч общества является не столько «оберегание основ Западной цивилизации», сколько возможность для либералов из разных стран познакомиться друг с другом. Тем самым, регулярные собрания включают в себя, помимо организационных моментов, неформальную часть – безобидный нетворкинг, установление прочных связей, а также экскурсии, застолья и совместный отдых (поскольку отделения Общества расположены во всех частях света, география встреч также варьируется от Японии до Бразилии). В этом отношении Мон Пелерин мало чем отличается от других тайных или закрытых элитарных ассоциаций.
Социальный предел общества и секреты стариков
Что касается структуры Мон Пелерин, то позиции его основателей относительно приемлемого институционального дизайна были неединодушны. Не вдаваясь в подробности споров отцов-основателей, необходимо отметить, что Общество в результате было построено на основах демократии (все операционные должности — президент/вице-президент/казначей/секретарь по региональному развитию — были выборными), элитарности (упор при наборе новых членов делается не на количество, а на качество), закрытости и самодостаточности (Общество принципиально отказывается от любого внешнего финансирования, особенно со стороны государства).
MPS с самого начала своего существования объединяло не только учёных и философов, но и представителей бизнеса (на учредительной встрече присутствовал бельгийский предприниматель Анри де Ловинфоссе), журналистов (среди которых был лауреат Пулитцеровской премии Феликс Морли) и лоббистов (один из наиболее ярких учредителей Мон Пелерин — генеральный менеджер Лос-Анджелесского филиала Торговой Палаты США Леонард Рид). Подобный разброс привёл к одной из первых проблем, с которой столкнулось MPS. Не относящиеся к Академии члены Мон Пелерин поначалу не желали ограничиваться чисто просветительской деятельностью и подвигали Общество к более активному вмешательству в политику и даже построению политической партии или международного движения (по типу «Интернационала»), чтобы добиться практических результатов здесь и сейчас. Однако Хайек был непреклонен: понимая всю пагубность спешки в подобных вопросах, он настаивал на том, что практико-ориентированная деятельность Общества должна носить как можно более незаметный и поступательный характер:
«Я не ожидаю немедленных результатов и не верю, что любые усилия, направленные на получение немедленных результатов, могут изменить общую тенденцию мнений. Что мне кажется наиболее насущным, так это то, чтобы те, кто способен постепенно развивать философию свободы, которая понравится людям нашего времени, могли делать это в сотрудничестве и с полным пониманием своих соответствующих усилий».
Таким образом, несмотря на множество споров, была выбрана наиболее неторопливая стратегия — сначала просвещение и накопление ресурсов и лишь затем — «political action». Приблизительный и неполный список научно-исследовательских институтов, фондов и просветительских центров, основанных при участии «Мон Пелерин», включает в себя:
- Foundation for Economic Education
- Institute of Economic Affairs
- Heritage Foundation
- Cato Institute
- Manhattan Institute for Policy Research
- Centre for Policy Studies
- Adam Smith Institute
- Centro de Estudios Económico-Sociales
- Institute for Liberty and Democracy
- Atlas Network
- Centro de Estudios Publicos
- Centro de Investigación para el Desarrollo A.C.
- Federalismo y Libertad
Некоторые из «аффилированных» с Мон Пелерин организаций действуют и в России.
Ещё одной значимой проблемой, с которой столкнулось Общество, стали трудности во взаимодействии с региональными ячейками. Президент Мон Пелерин в 1962-1964 гг. Джон Джьюкс в течение своего срока активно боролся с апатией и бездействием, царившими в региональных отделениях MPS, которые оказались неспособны привлекать новых членов. Особенно остро эта проблема стояла в Японии, Южной и Центральной Америке, а также в других местах, удалённых от «интеллектуальных центров неолиберализма», расположенных в США и Европе. Некоторые отделения Мон Пелерин в результате были закрыты, что значительно оздоровило Общество и позволило сконцентрировать усилия на более перспективных направлениях. Ещё одной заслугой Джьюкса как президента Мон Пелерин стало расширение финансовых возможностей Общества при помощи создания трастовых фондов, доход от которых шёл на финансирование проектов MPS и повышение членских взносов (это нововведение позволило мягко избавиться от тех, кто не испытывал достаточно энтузиазма от членства в MPS). Тем самым на 20-й год существования Общество насчитывало 350 человек (140 из США, 109 из Европы и Великобритании, 21 из Японии, остальные из Индии, Бразилии, Аргентины, Чили, Уругвая и Венесуэлы).
С увеличением количества членов в Обществе появилась напряжённость из-за конкуренции поколений за управленческие должности внутри организации. Из-за того, что отцы-основатели Общества и ближайшие сподвижники Фридриха Фон Хайека (занимавшего должность Президента в течение 14 лет) посредством личного авторитета сохраняли контроль над операционной деятельностью Мон Пелерин, молодые члены оказались недовольны подобным положением. На общем собрании было решено отдавать приоритет молодым кандидатам на посты одновременно с ужесточением требований (таких как идеологическое соответствие, личные качества, управленческие способности), как к соискателям должностей, так и к желающим вступить в Общество (с каждым годом набор в Общество проводится всё тщательнее). Помимо этого, в MPS существуют «специальные механизмы», которые помогают снизить опасность того, что не обладающий достаточным опытом член Общества, избранный на ту или иную должность, провалит доверенную ему работу.
Так, во время президентства Милтона Фридмана (1970-1972 гг.) был установлен лимит — не более 25 новых членов Общества в год. Реформа была необходима для укрепления сообщества и защиты от возможного «размывания» лояльности между членами, которых, с одной стороны, становилось всё больше, а с другой — они становились всё меньше друг с другом связаны. Тем самым Мон Пелерин ещё раз подчеркнули свою элитарность — качество внутренних связей утверждается приоритетом относительно количественного роста. Одновременно с этим от региональных отделений потребовали большей вовлеченности.
Ещё одной идеей постаревшего, но всё ещё обеспокоенного происходящим внутри Общества Милтона Фридмана, стало создание неизбираемого органа — «Сената», который должен служить блюстителем традиций и хранителем ценностных устоев Мон Пелерин, а также «запасным парашютом» и совещательным органом в случае появления непреодолимых противоречий. Фридману не было суждено увидеть торжество своего проекта, так как поначалу его идея не нашла отклика у других членов MPS. Однако «Сенат» в конце концов был создан на общей встрече всех членов Общества Мон Пелерин на 65-й год его существования, в 2012 г. К этому моменту MPS уже выросло до 699 человек.
Артур Шенфилд, президент Общества в 1972-1974 гг., был озабочен тем фактом, что операционные должности в Мон Пелерин (отбор кандидатов, управление «казной» и организация внутренних мероприятий) требует всё большей вовлечённости, что не позволяло многим профессионалам среди членов в полной мере проявить себя, так как они были заняты преподаванием, бизнесом, политикой и другой работой вне Общества. Именно поэтому по его инициативе отправление многих должностей стало оплачиваться, что позволило кратно повысить качество управления проектами и привлечь к операционной деятельности профессиональных менеджеров (в том числе способных грамотно управлять инвестициями) на постоянной основе.
Так или иначе, кропотливая работа над распространением своего видения мира и цементирование внутренний структуры дали свои плоды — Общество Мон Пелерин из закрытого клуба для пары десятков профессоров с весьма специфическими взглядами выросло во влиятельную политическую силу. Несмотря на то, что в немногочисленных публичных заявлениях или интервью члены Общества открещиваются от факта вовлечённости MPS в политические процессы в мире, большинство скептически относятся к декларируемой «аполитичности» Общества, а некоторые даже строят теории о том, что многие знаковые события (такие как военный переворот в Чили и консервативная революция в Великобритании и США 80-х) подготовлены и осуществлены под эгидой Мон Пелерин. Однако это лишь конспирологические теории, не имеющие под собой реальных доказательств.
Сегодня в Мон Пелерин состоят Луиджи Эйнауди, президент Италии, Людвиг Эрхард, Федеральный Канцлер ФРГ, Вацлав Клаус, премьер-министр Чешской Республики, Джеффри Хау, лидер Палаты Общин и заместитель премьер-министра Великобритании и многие другие весомые политические деятели.
На данный момент Mont Pelerin Society неохотно идёт на контакт с прессой и сторонится какой-либо публичности, постулируя себя как обыкновенный научно-исследовательский институт. В то же время конспирация достигает такой степени, что в открытом доступе нет никакой информации о ходе и принципах отбора кандидатов (даже на уровне скандальных историй хейзинга, как у студенческих братств), а для попадания в Общество нужна рекомендация как минимум двух действующих членов. Однако имеющейся информации достаточно, чтобы понять, почему Мон Пелерин не нужна лишняя реклама — за 70 лет своего существования кружок отвергнутых интеллектуалов вырос до разветвлённой международной организации, которой приписывают влияние на мировые политические процессы и членами которой являются главы многих европейских государств. Таким образом, Mont Pelerin Society даёт яркий пример того, как правильно организованное закрытое общество, при должных усилиях, с одной стороны, позволяет своим членам значительно укрепить своё положение в обществе, а с другой, поспособствовать развитию структурных сдвигов в масштабе не только отдельных государств, но и всего мира.