Долго, дорого, Comic Sans
Два месяца назад я окончила шестилетний специалитет в МГХПА им. Строганова – самом старом (190 лет) учебном заведении для дизайнеров в России. Строгановка – это вуз с мощной и на первый взгляд бесполезной академической базой (русск. реалистичным рисованием), который готовит в основном дизайнеров разных видов. Я училась на книжного иллюстратора и дизайнера книги. Когда в 16 лет я определялась с тем, в какой из художественных универов Москвы идти, я выбрала Строгановку, потому что там был бюджет (в отличие от Британки) и потому что на сайте Строгановки мне удалось выяснить, какие надо сдать ЕГЭ (в отличие от сайта Суриковского, где из-за бездарного веб-дизайна невозможно было выяснить что-либо вообще). Представления о том, чем на самом деле отличаются друг от друга художественные вузы и куда лучше идти, у меня не было. Сейчас я постараюсь описать различия вузов моего направления, рассказать, как живётся студентам и кем работают выпускники.
Строгановка vs Суриковка
От Суриковского института (тоже старый вуз и тоже много академа) моя альма-матер отличается тем, что мы не пишем картины, а делаем функциональные объекты: чайники, книги, интерьеры, машины и т.д. (тут зависит от кафедры). Выпускники Суриковского занимаются станковой живописью и графикой (как правило, очень реалистичными), то есть тем, что в идеале должно потом оказаться в музее, но, как правило, оказывается на стене в бабушкиной квартире. Дизайна, изучения программ или современного искусства в Суриковском нет, зато реалистичное рисование находится на потрясающем, почти дореволюционном уровне (круче разве что Репинка в Питере). Кем работают выпускники Суриковского, если не становятся преподавателями в Суриковском или Айдан Салаховой, никто не знает. При этом учёба там очень напряжённая: если в Строгановке, чтобы вылететь, надо сильно постараться, и у студентов остается время на жизнь и работу, то в Суриковском вы будете сидеть с 10 утра до 8 вечера, выписывая реалистичные натюрморты, чтобы через 6 лет этого концлагеря выйти в мир и понять, что у вас нет опыта работы, а натюрморты даром никому не нужны.
Строгановка vs Британка и Вышка
В Строгановке намного хуже преподаётся дизайн. Если в молодых вузах предметы ведут работающие дизайнеры от 30 до 50 лет, то в Строгановке большинство преподавателей – академические старцы, которые по преимуществу работали не дизайнерами, а художниками, и было это ещё в СССР. У них очень смутное представление о реальности, рынке труда и тех навыках, которые помогут выпускнику найти работу. Конечно, в Строгановке попадаются и успешные в профессии люди вроде Маши Титовой, но их довольно мало, и не факт, что именно они будут вести у вас, если поступите. В качестве иллюстрации расскажу о своих преподавателях за эти шесть лет. Книгу вели два мастодонта реалистичной книжной иллюстрации – Анастасия Архипова и Александр Кошкин. Оба – известные в мире книжной иллюстрации художники с реалистичной манерой рисования, пик славы которых пришёлся на 70-е. Реалистичное рисование – трудоёмкий, долгий процесс, а в современном мире мало кто готов ждать полгода, пока художник нарисует идеальные акварельные картинки, поэтому таких людей, как мои преподаватели, постепенно вытеснили иллюстраторы, рисующие в духе картинок из приложений – векторные простые иллюстрации, которых можно сделать десять за пять минут. Помогала вести книгу молодая женщина Катя, которая отучилась на моей кафедре, вышла замуж и по профессии особо не работала. Живопись и рисунок тоже вели два вчерашних выпускника, которые безусловно были отличными художниками-реалистами, но оба и дня не провели во внешнем мире дизайна или искусства. В ВШЭ и Британке стараются нанимать практикующих дизайнеров, которые выпустили свою последнюю успешную дизайнерскую работу не в 1978-м, а позавчера, и которые, следовательно, более чётко видят, что нужно уметь молодым дизайнерам сегодня.
Общежитие
Знаменито тем, что жить там невозможно. Там легко было бы снять фильм ужасов без декораций, а туалет представляет собой дыру в полу. Не знаю, почему ремонт в самой академии делается регулярно, а общежитие выглядит, как барак. Возможно, так академия и министерство образования пытаются мотивировать вас скорее начать подрабатывать и снять жильё.
Плюсы
Вообще-то я хотела похвалить свою академию, но почему-то уже четыре абзаца её ругаю. Что ж, вспомню о плюсах, ведь их всё же было больше.
Во-первых, выучить программы легко. Вписаться в требования современного рынка легко. Если у вас есть академическая база и желание работать, вы без проблем выучите фотошоп и устроитесь в рекламное агентство или дизайн студию. И эти студии и агентства будут нанимать вас гораздо охотнее, чем людей, которые отлично фотошопят, но из базовых знаний у них только трёхнедельный курс Skillbox. Я устраивалась на свою первую работу, не зная, что такое слои коррекции в фотошопе, и ничего. Зато я умела рисовать, а это редкий навык, который, однако, помогает решать многие задачи, не связанные напрямую с рисованием.
Во-вторых, если не тупить, то к концу учёбы у вас будет приемлемое портфолио, которое будет выделяться на фоне одинаковых, как под копирку, работ выпускников курсов.
В-третьих, это всё же не Суриковское. У вас будут какие-то релевантные навыки, с помощью которых можно прокормить себя.
В-четвёртых, атмосфера в Строгановке отличная. Вы можете успевать работать, учиться дополнительно, ходить на выставки, общаться с людьми. Большая часть преподавателей, что мне попадались, были приятными и адекватными. Учебное здание очень красивое.
Что мы умеем после выпуска
Если вдруг интересно, то по ссылке можно посмотреть все дипломы моей кафедры этого года. Пожалуй, самая наглядная иллюстрация того, что молодой дизайнер представляет собой после моей академии.
Кем мы работаем после выпуска
Я работаю веб-дизайнером на ТВ. Среди моих одногруппниц (одногруппников у меня не было) есть UX-UI дизайнер, графический дизайнер в МХАТе, дизайнер в рекламном агентстве. Ещё есть иллюстратор с популярным аккаунтом в инсте: она, пожалуй, ближе всех к нашей специальности.
Вывод
Резюмируя, могу сказать, что Строгановка, при всех своих недостатках, – некий оптимальный вариант между новыми и академическими вузами: с одной стороны, вам хоть плохо, но будут преподавать дизайн, с другой – вы будете уметь рисовать, что будет выгодно отличать вас от большинства дизайнеров. Дорогу осилит идущий: самообразование и осмысленный труд, умноженные на академическую базу, помогут вырасти в нормального специалиста даже на неплодородной почве российского художественного образования.