Политология в РЭУ им. Плеханова
Про трудоустройство выпускников российских вузов с дипломом политолога ходит много заезженных шуток, но всё же некоторые плюсы у такого диплома есть, а найти работу даже в скучной российской политической реальности не так сложно, как кажется. Всё-таки направление «политология» в российских университетах включает в себя обширный комплекс гуманитарных дисциплин: историю, философию, социологию, в ВШЭ и МГУ вводятся курсы по анализу больших данных. В общем, уже в силу междисциплинарности политологической науки её освоение действительно предполагает некоторую минимальную эрудированность. Вопрос лишь в конечных целях выпускника. А также с чем, помимо красной или синей корочки диплома в руках, покидает стены вуза новоиспечённый бакалавр.
Политологии мне довелось обучаться в РЭУ им. Плеханова. И, хоть я закончил вуз в далёком 2018 году, дерзну поделиться своим опытом. Абитуриентам, рассматривающим Плешку как вариант, он наверняка покажется полезным.
Кафедра политологии и социологии. На стенах университета пафосно красуются портреты именитых выпускников РЭУ: члены правительства Максим Топилин и Татьяна Голикова, пресс-секретарь Роснефти Михаил Леонтьев, олигарх Олег Дерипаска. Им составляют компанию гости вуза: Безруков, Познер, Хабиб Нурмагомедов. РЭУ позиционирует себя как один из ТОП-5 университетов страны, о чём студентам будут повторять с назойливой регулярностью. «Вот какие великие-де выпускники и приглашённые гости побывали в наших стенах, работодатели будут биться за вас! Вы станете востребованными специалистами!» Сам не похвалишь – никто не похвалит. За все 4 года мне не довелось услышать от сокурсников ни одного тёплого слова в адрес нашей alma mater.
Преподавательский состав
Большинство преподавателей – члены союза «Офицеры России», военные эксперты, специалисты по содействию многонациональному порядку и борьбе с экстремизмом, терроризмом и коррупцией. Чтобы понять, что из себя представляет преподавательский состав – включите любое ток-шоу телеканала «Звезда». Многих часто приглашают в эфиры и других федеральных телеканалов, и их выступления не только заставляют сомневаться в оправданности «профессорского» статуса, но и вообще о наличии у них высшего образования. Некогда студенты, изучавшие марксизм-ленинизм, а теперь трепетно внимающие каждому обращению президента, они посвящают семинарские часы обучению студентов борьбе с коррупцией и экстремизмом. Знаменитый афоризм о том, что «кухарка может править государством», преобразовался в «таксист или охранник может обучать политической науке». Добавьте к этому изрядную нетерпимость к «демократии, либерализму, западным ценностям». Что бы эти термины ни значили в головах преподавательского состава, слыть «либералом» или «западником» означает превратиться во врага народа и изменника Родины.
На одном из семинаров нам поведали самый эффективный рецепт борьбы с цветными революциями – не церемониться и бить дубинками. И детей, и бабушек. И никакой революции не будет! Николай II вот слабый был. Поэтому революция и произошла. Кстати, это был единственный контекст, в котором упоминалось имя последнего русского царя.
На другой паре учащимся рассказывали, как Немцов заказывал себе женщин с пониженной социальной ответственностью. Но не элитных, а наоборот – «бомжих». Посылал помощников походить по московским вокзалам и привезти парочку к нему в отель. Некоторые преподаватели вопреки общему правилу действительно обучают политической науке. Но таких мало. Катастрофически.
Главная цель пребывания в университете – набор баллов через посещение лекций, доклады и презентации. Качество их выполнения зачастую не главное. Часто, чтобы набрать баллы, придётся выполнять заведомо бесполезные задания. Например, определить разницу между «политическим управлением» и «политическим менеджментом» (не пользуясь гугл-транслейтом). Определить сходства и различия двух понятий. Предоставить результат работы в табличной форме. И вот в такой момент преподаватель решает проверить, самостоятельно ли студенты выполняют задания, ведь это словоблудие ещё и не должно повторяться.
Студсоветы, комитеты, КВНы
Заполняют вакуум, появившийся вследствие слабости образовательного процесса, разного рода «активности». Студсоветы, комитеты, КВНы, кружки по интересам так и просятся раскрыть творческий потенциал неоперившихся птенцов. Актовому залу пустовать не приходится, сцену занимают то квнщики, то танцевальный коллектив, то школа вокала. Это не упоминая «посвят», которому студенческие активисты оказывают немалое внимание, «Плехановскую бессонницу», конкурсы красоты и т. д. Так что, если главной целью поступления является студенческая самодеятельность, в РЭУ вам предоставят всё необходимое.
Такой подход позорит само понятие высшего образования. Университет превращается в бункер для тех, кто хочет откосить от армии, и второй детский сад для не определившихся с выбором профессии студентов.
Итог
-
РЭУ им. Плеханова сделает из вас идеального эксперта для ток-шоу телеканала Звезда. Возможно, вы даже поборетесь за эфирное время с Ковтуном, Осташко или ещё кем-то из «экспертного сообщества» федерального телевидения.
-
Если вам не понравится обучение – станете студенческим активистом. Большинство студентов, поступая сюда, будто на это и рассчитывали. Запишитесь в «кружок» танцев или пения и сможете порадовать талантом других активистов и постсовковых преподавателей.
-
Четыре года обучения станут тренировкой смирения, терпения и повиновения. Без этих качеств не получится создавать гигабайты презентаций, докладов и прочих никому не нужных заданий; выполнять заведомо бесполезный, но требующий времени труд.
-
И, напоследок, искреннее пожелание тем, кто уже поступил в РЭУ: оглянитесь вокруг, оцените безумие пародии на учебное заведение. Оглянитесь и начните поиски. Потратьте это время на развитие действительно нужных навыков, поиск полезных людей и освоение бесценных знаний. Ищите своё призвание и не теряйте время попусту. Молодость не догнать, упущенных возможностей не восполнить.
Первые свободные годы после школы заложат фундамент будущего здания. А здание, построенное на песке, обречено на скорое разрушение. После университета начнётся работа. Времени совершенствоваться не будет, придётся зарабатывать. Вас сформирует интеллектуальный и социальный капитал, полученный в университете. Не ошибитесь в выборе.