Купол над Татарстаном

Этот год завершил мою бытность студентом Казанского Федерального Университета, а за четыре года обучения на кафедре астрономии и космической геодезии при институте физики у меня накопилось много такого, чем хочется поделиться. Пользуюсь возможностью, господа, ибо такая славная русская история не должна быть забыта.

Казанский Федеральный — это огромное количество институтов, здания которых раскиданы по всему городу. Преимущественно в центре, но есть и далеко за его пределами. Институт физики — это мрачное советское здание, которое стоит на холме и мозолит всем глаза. Еще до начала моего первого курса, летом, знакомые рассказывали удивительные истории о том, что в здании университета не унитазы, а дырки в полу; среди студентов большая отчисляемость, а астрономы — самые странные из потока. Про дырки и астрономов — чистая правда, к слову.

Моя кафедра ютится через дорогу от института физики, под боком у этого советского гиганта, в белом студенческом городке. Ей 210 лет, стены имели честь принимать у себя таких выдающихся деятелей, как Николай Иванович Лобачевский и Иван Михайлович Симонов, курировавших создание первой Казанской городской астрономической обсерватории, где теперь и базируется кафедра. Она хранит на своих старинных стеллажах старинные русские дореволюционные издания и иностранные книги. На ее стенах висят портреты всех директоров, заботившихся об этом месте за годы его существования; в шкафах хранятся древние геодезические и астрономические приборы - кафедра почти как музей, но у нас экспонаты можно трогать.

Бывшая обсерватория существует как бы отдельно от всего остального вуза. Это ощущение возникает в первую очередь из-за ее расположения и оторванности от других кампусов, но к четвертому курсу понимаешь, что дело не только в этом. Старинная история, преподаватели, которые чтут ее и заботятся о месте, где преподают, а еще с увлечением рассказывают на парах обо всем на свете, плюсом к этому некая семейность обстановки — все друг друга знают, да и многое другое — из этого складываются самые теплые чувства, привязанность и благодарность месту за четыре года, где тебе постарались ненавязчиво дать гораздо больше, чем всем остальным в Казанском Федеральном.

В отличие от большинства поступающих на эту специальность, у меня было осознание, что такое геодезия, и чем я собираюсь заниматься. К тому же КФУ зарекомендовал себя как университет с очень развитой студенческой внеучебной активностью, а Казань кипела жизнью и была насыщена сама по себе. В сравнении с моим родным городом это было, примерно, как небо и земля. Студенчество обещало быть увлекательным и плодотворным — так и вышло, но спасибо за это, конечно, совсем не КФУ.

Мой первый курс застал лучший период преподавательского состава кафедры — когда еще никто не ушел, и все были живы и здоровы. Затем жизненные ситуации и время стали потихоньку забирать педагогов, но каждый так или иначе оставил теплые воспоминания и благодарность.

Особенно выделяется старшее поколение, которое как-то невероятно преподносит материал: постоянно контактирует со студентами, связывает теорию с примерами из жизни. С огромным энтузиазмом ими поощрялась любая неловкая и маленькая инициатива студентов. Они оказывали поддержку студентам в проблемах, не связанных напрямую с кафедрой и даже с институтом. С ними всегда можно было поговорить на самые разные внеучебные темы, углубиться в науку и в историю. Ни один учебник на просторах интернета не дал мне столько информации об истории нашей кафедры и истории развития геодезии и астрономии, как опыт и знания отдельного человека,  который, к слову, стал моим научным руководителем.

Конечно, не все преподаватели с кафедры такие — кто-то совсем не любит свою работу и студентов, но их единицы. Сейчас многие увольняются и уходят на пенсию, направления астрономии и геодезии беднеют на хорошие кадры, но, в целом, место продолжает держать уровень, и я искренне надеюсь, что так еще долго будет продолжаться.

Если быть честным — первые два года во мне было огромное количество негатива к месту, где учусь. Думаю, тому причиной личные моменты и большое количество общих и совершенно ненужных предметов на физфаке, просто увеличивающих учебные часы до приемлемого уровня. Несмотря на то, что я понимал, куда шел, месяца с третьего на первом курсе меня не покидало желание куда-нибудь перевестись. Кафедра кафедрой, но я все еще учусь стоять с прибором на болотах и обрабатывать съемку в офисах за не самую большую зарплату. После окончания университета у каждого инициативного и не глупого студента есть шанс занять должность с неплохим окладом, либо ездить на отдельные заказы, но вот с карьерной лестницей у геодезистов все не очень хорошо просто из-за особенности профессии.

Осознание, понимание и искренняя любовь к кафедре пришло ко мне только на третьем курсе. Не к физфаку, и даже не к образованию, а именно к белому старому зданию с чудесными людьми, удивительному оплоту русской культуры в огромном постсоветском пространстве.