Домовые храмы
В Российской Империи существование домовых храмов при университетах было в порядке вещей. Образование на Руси изначально было неразрывно связано с православием, к тому же большинство жителей империи причисляло себя именно к православным. Первым высшим учебным заведением в России был Императорский Московский Университет, открытие которого пришлось на 12 января 1755 года — на дату, когда праздновалась память великомученицы Татьяны. Поэтому с тех пор именно эта святая стала покровительницей всего русского студенчества. Место для домовой церкви стали искать сразу после открытия университета. Здание возвели на Никитской улице, недалеко от первого главного корпуса университета.
К последним годам Российской Империи уровень религиозности постепенно снижался, особенно в городах. Традиция существования домовых храмов, однако, резко пресеклась только после прихода советской власти — религии, по мнению коммунистов было не место в науке. Много позже, уже в новейшей истории России началось восстановление разрушенных храмов и на территории многих университетов открылись молельные места. В советские годы в здании Татьянинского храма располагались читальный зал, студенческий клуб и театр, сегодня же он воссоздан в прежнем виде.
Храм Александра Невского при МГИМО открыли относительно недавно. По официальной информации, инициативу воссоздать храм выдвинули сами студенты, а патриарх Алексий дал на это благословение. Первая литургия в новом храме прошла в декабре 2015 года.
МГЛУ им. Мориса Терезы раньше назывался Московским Коммерческим Училищем. Известный сегодня храм Марии Магдалины при училище появился в 1817 году, до этого учащиеся посещали службы в другом храме неподалеку. Первым настоятелем стал о. Михаил (Соловьев) — дед великого русского философа Владимира Соловьева. Фрески храма выполнены в стилистике Васнецова и Нестерова, но подтверждений их авторства нет. В советские годы здание храма оборудовали под спортивный зал, однако после развала СССР и длительной реставрации храм был заново открыт в 2006 году.
Храмы при университетах — обычная практика и на Западе. Они есть в университетах Оксфорда, Стэнфорда, Гарварда, Сорбонны. В современной России в силу исторических причин таких храмов мало — и их открытие всегда под вопросом.
Недавно сообщество Res Publica Discussion Club выступило с предложением открыть храм в стенах Высшей школы экономики. Судя по опросу в социальных сетях, большинство студентов поддерживают эту идею. Помимо того, что студенты, предложившие идею, готовы сами прислуживать в университетском храме, Res Publica уже работает над поиском настоятеля храма (в случае его создания) среди преподавателей НИУ ВШЭ.
Хотя в Вышке по очевидным причинам никогда не было домового храма, инициатива касается вопроса утраченного в прошлом веке культурного наследия: дело в том, что главный корпус ВШЭ на Мясницкой находится на месте взорванной в 1926 году церкви Св. Евпла Архидиакона, известной еще с конца XV века.
В наши дни РПЦ пытается увеличить присутствие в обществе за счет открытия «тематических» храмов. К таким относятся храм Вооруженных сил, проект нового храма Татьяны при МГУ, храм Олимпийской сборной (интересно, планируются ли в нем фрески с изображением античных олимпийских божеств?). Небольшие домовые храмы требуют гораздо меньших затрат и при этом обладают не меньшей ценностью, поэтому инициативы вроде вышкинской — в интересах церкви.
Насколько удачным будет такой проект, определяет ряд условий. Главнейшее — интерес со стороны самих студентов и преподавателей, ведь домовой храм при университете предназначается именно для них. Играет роль вопрос финансирования: в Российской Империи помощь храмам оказывали меценаты, некоторые храмы возводили благодаря общему сбору денег. Здесь важно учесть и внешний облик постройки — храм должен представлять если не историческую, то архитектурную ценность.
Если соблюсти все эти условия, то постройка университетского храма не нарушит светский характер университета, а будет лишь выражением воли самих студентов, имеющих потребность в месте для молитвы. Более того, университетские храмы — это народная традиция, утраченная в результате трагедии начала XX века, а сама православная архитектура — национальное достояние, которое самим фактом существования может принести дискомфорт только непатриотичному и малообразованному человеку.