Разорванная преемственность
Все - перед ледяной прорубью, и никто этого им не скажет: “Едва вы выйдете за волшебный круг Курсов, получив в руки бумажку “об окончании”, - как не встретите никого, ни одной руки, ни одного лица, ни одного учреждения, службы, где бы отворилась дверь, и вам сказали: “Ты нам нужна”. И этот ледяной холод - “никому не нужно” - заморозит вас и, может быть, убьет многих. Но терпите. Боритесь, терпите. Это ледяное море приходится каждому переплывать, и кто его переплывет - выползет на берег. Без перьев, без шлейфа, кой-какой. Но вылезет.
(В.В. Розанов “Опавшие листья. Короб второй и последний”)
Современные образовательные стандарты определяют преемственность как «установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения». Так, в контексте преемственности средней общей и высшей школы, теряются важные аспекты — личностное самоопределение, социальная адаптация, передача культурных ценностей и сохранение традиций. Что могут сделать ученики — как будущие студенты и преподаватели, как носители студенческой традиции — для появления преемственности в образовании?
Среднее общее образование в российской школе похоже на лоскутное одеяло, сшитое из благих намерений о «непрерывном обучении» и развитии профессиональных компетенций. Однако на практике мы сталкиваемся с противоположными явлениями: рассогласованность учебных программ и целей обучения, безответственность педагогов, неумение учеников применять знания на практике и в итоге нулевая подготовка к получению высшего образования. Такая плачевная ситуация складывается по нескольким взаимосвязанным причинам.
Учебная среда, в которой развивается школьник, сильно влияет на формирование будущего студента. Школьная среда ограничивается «профилем» — углублённым изучением нескольких предметов, при этом оставляя за рамками взаимодействие между «профильным» классом и классным руководителем. Он выполняет по большей части «административную» работу и следит за формальными показателями успеваемости, а класс воспринимает его как ещё одного нравоучительного взрослого. Чаще всего встречи происходят на «классных часах», где повесткой служат спущенные сверху инструктажи по «гражданской обороне» или «правилам поведения на каникулах». Ограничившись формальностью, ученик не видит в своём «классруке» наставника, а учитель — личность, будущего студента.
Один из способов восстановить этическую преемственность — разнообразная внеклассная работа. Из исторического опыта можно взять на вооружение «литературные беседы», где ученики и учителя свободно делятся наработками. Таким образом, у школьника появится среда для творчества и его обсуждения с учителем. Классный руководитель же, благодаря таким встречам, сможет почерпнуть для себя много полезного: о чём переживают его ученики, что их беспокоит, на что стоит обратить внимание во время занятий. Формат может варьироваться в зависимости от выбранного хобби. В случае, если классный руководитель, как наставник, не проявляет должной инициативы, то действовать придётся ученикам. Свобода самоорганизации — ключ, открывающий подготовительный этап к созданию более серьёзных и значимых объединений в студенческие годы.
Помимо внеклассного общения, «среда» формируется и в учебное время: ученики и учитель, объединённые профилем, уже имеют нечто общее − предмет изучения. Учитель должен не только объяснить предмет, но и рассказать о будущей профессии. Будет большим плюсом, если у такого коллектива появится свой визитёр — представитель «профильной» профессии или научной области. Роль визитёра будет состоять не только в передаче опыта подрастающему поколению, но и в том, чтобы помочь составить учебную программу и отследить качество занятий. Помимо этого, существуют летние школы, открытые лекции, семинары, частные встречи, где школьники могут напрямую задать вопросы профессионалу. Организация же ложится целиком на учителя, как наставника. Находясь в однородной среде, ученики не только объединены общими целями, но и приобретают крепкую связь с более опытным поколением. Умение общаться со старшим поколением, уважительное отношение к своим учителям и профессуре – залог плодотворной работы в студенческие годы.
Благодаря комбинации внеклассной активности и общению с профессионалами ученики могут взглянуть на учёбу под «нестандартным» углом. Так, вместо стандартизированного обращения с предметом, школьники учатся гибко обращаться со своим знанием: применять в дальнейшей жизни, видеть закономерности своих поступков, анализировать их и даже проводить свои эксперименты.
Противоречивый и тернистый путь школьника заканчивается ЕГЭ — “рубиконом” между средней и высшей школой. После изнуряющей подготовки и сдачи экзаменов из стен школы выходит практически неприспособленный к жизни выпускник. Он, как правило, умеет лишь вписываться в существующие критерии, но не расширять границы знания собственными усилиями — таких критериев в ЕГЭ не предусмотрено. Так происходит штамповка существующего знания, и особенно это заметно в гуманитарной сфере. Студенческой традиции изучения и трепетного отношения к предмету неоткуда расти — в школах для неё нет фундамента.
В силу своего положения, как учителя, так и ученики не способны вмиг избавиться от всеобщего стандарта — а значит, нам остаётся лишь закладывать собственную традицию изучения и преподавания в рамках средней школы. Разбавить «стандартизированное» изучение предмета поможет, прежде всего, добросовестное отношение преподавателя к своей дисциплине: не просто передавать знания, а изучать предмет вместо со своими учениками, направлять их на пути познания и по-студенчески радоваться совместным маленьким открытиям. На плечи учителя ложится и другая ответственность — объяснить, почему те или иные знания могут пригодиться ученику в жизни; заинтересовать пресловутым present simple и дать понять, что без знания английского ученик, возможно, просто потеряется за рубежом. Таким образом, подход, основанный на совместной практике, заложил бы традицию взаимодействия ученика и учителя, позволил бы налаживать контакт между поколениями и поддерживать нестандартный метод обучения — с двумя разными по составу и качеству классами нельзя провести один и тот же урок.
Немаловажный аспект любой работы — обратная связь. Фидбек позволит учителю не только собрать ряд мнений о себе и своей дисциплине, но позволит грамотно скорректировать курс ведения и манеру подачи материала. В контексте преемственности, обратная связь работает на создание атмосферы в коллективе — позволяет стать ближе друг к другу, при этом сохраняя необходимую дистанцию между учеником и учителем. Ученики же могут научиться конструктивной критике и соответствующему предложению: «нам было бы комфортнее на вашем занятии, если…». Преемственность в уважительном обращении и умении прислушиваться друг к другу начинается именно с умения дать обратную связь и смелости услышать о себе порой критические отзывы.
Может сложиться и так, что ученики не найдут отклика в своём учителе — тогда остаётся брать инициативу в свои руки и закладывать преемственность в своих рядах. На последних звонках можно услышать много напутствий выпускников будущим поколениям — проблема лишь в том что это немаловажное сообщение уходит в пустоту и теряется на фоне общего праздника. Почему бы выпускникам не оформить своё послание в виде письма и не менее торжественно передать его будущему поколению? Письмо может быть любым, от «как закончить 11 класс и не ударить в грязь лицом», до «как найти подход к каждому из учителей и закончить школу с честью» — содержание может и вовсе оставаться в тайне от учителей и быть неформальным, доступным «от ученика к ученику». Фиксация самого свежего опыта и умение передать его надлежащим образом может быть не только традицией, но и своеобразной игрой между учениками.
Преемственность не ограничивается лишь устойчивостью и систематичностью развития образования. Преемственность средней и высшей школы может существовать лишь благодаря совместным усилиям сохранить традицию, за которой судьба как русского образования в целом, так и русского студенчества в частности. Fraternitas Ruthenica заинтересована в сохранении преемственности между средней и высшей школой не только для улучшения российского образования, но и потому, что это может способствовать выявлению одарённых учеников — будущих студентов, готовых вступить в наши ряды.