Китайское студенчество в поиске реформ

После смерти Мао в Китае были некоторые поползновения в сторону либерализации, это можно назвать китайской “оттепелью” - некоторых невинно убитых и репрессированных во время кровавой “культурной революции” реабилитировали, партия признавалась в кое-каких “перегибах на местах”, цензуру в СМИ слегка смягчили, слегка ослабились и тиски, в которые был зажат рынок.

Тем не менее, в мае 1985 года компартия Китая ясно дала понять: новая экономическая реальность совершенно не подразумевает уход от социализма и принятие демократии западного толка, репрессии и расстрелы несогласных с линией партии будут продолжаться.

Но в те года в сердцах молодых и смелых китайцев всё ещё теплилась надежда на изменения к лучшему. Они были готовы бороться за светлое будущее и лечь костьми за свободу своего народа, бастуя с лозунгами “Свобода или смерть!” и “Долой диктатуру!“. Ещё в 1986 году власти столкнулись с массовыми протестами, когда студенты в провинции Аньхой призывали к бойкоту местных выборов.

Протест вышел далеко за пределы одной провинции, по всей стране, в Гуанчжоу, Нанкине, Шанхае и Пекине среди студентов лучших университетов то и дело вспыхивали оппозиционные настроения. Они не добились ничего, кроме массовых арестов и задержаний.

Но эта несправедливость ещё сильнее закрепила мечты о свободе для своего народа в умах юных китайцев 80-х.

Мечты эти разбились об «Инцидент 4 июня» (六四事件) — так в китайских источниках именуется кровавая расправа над протестующими, которую коммунисты устроили на пекинской площади Тяньаньмэнь в июне 1989 года.  Иронично, что “тяньаньмэнь” с китайского переводится как “площадь  врат небесного спокойствия”.

Непосредственным поводом к началу протестов на этой площади послужила внезапная смерть Ху Яобана, китайского политика, который заслужил признание свободолюбивой молодёжи за то, что представлял их интересы в правительстве и продвигал реформы, противостоящие закрепощению китайцев.

Ху Яобан

Инициаторами протеста на Тяньаньмэнь выступили студенты из образовавшегося в те дни оппозиционного “Независимого союза студентов Пекина”. 24 апреля они отказались ходить на пары. Главный рупор коммунистической партии — газета «Жэньминь жибао» — обвинила студентов в провокациях и «отравлении умов». В ответ 27 числа они вышли на площадь.

Начиная с 27 апреля по 4 июня, то есть больше месяца, протестующие расположились на центральной пекинской площади и жили в палаточных лагерях. Среди них были как интеллигенты, так и простые рабочие. Несмотря на то, что многие китайцы самых различных профессий поддерживали оппозицию, именно студенчество стало главной движущей силой протеста. Одними из лидеров были Ван Дань, Лю Ган и уйгур Уэр Кайси.

Вань Дань

Люди требовали воплотить реформы Ху Яобана. После того, как участники протестов неоднократно отказались подчиниться призывам правительства разойтись, 20 мая в городе было введено военное положение.

Мы не хотим умирать, мы хотим прекрасно жить, потому что сейчас мы находимся в самой чудесной поре человеческой жизни; мы не хотим умирать, мы хотим прекрасно учиться — родина всё ещё столь бедна, а мы, может показаться, бросаем родину, вот так уходя в смерть. Смерть отнюдь не то, к чему мы стремимся. Но если смерть одного человека или смерть нескольких людей может сделать жизнь большего числа людей лучше, может обеспечить расцвет и процветание родины, — то у нас нет права уйти, чтобы воровски выжить. — из «Письмо об отказе от пищи», опубликовано в самиздатовской газете манифестантов «Синьвэнь Дабао».

Демонстранты, завидев танки и военных, поняли, что дело приняло серьезный оборот. Они выстраивали на подъездах к площади баррикады, вступали в открытые столкновения с вооруженной полицией.

Конечно, сами протестующие были безоружны. Но это не помешало им оказывать сопротивление!

Самые смелые юноши вставляли стальные балки в гусеницы бронетехники, потом взбирались на броню и закрывали воздухозаборники двигателей одеялами, пропитанными бензином, а затем поджигали их.

На площади находилось около миллиона человек.

Руководство любого коммунистического государства не случайно старается заручиться поддержкой школьников и студентов: будь то советский комсомол, союз молодых коммунистов Кубы или печально известные китайские хунвэйбины и цзаофани, — все они были ценнейшим человеческим ресурсом для власть имущих. Ведь глупо недооценивать то, на что способны юные массы в тоталитарном государстве, если не взять их под жёсткий контроль.